Союзное государство

Как пополнить союзный кошелек

В Беларуси учет союзной собственности ведется с 2002 года. В России к этой работе еще не приступали
Как пополнить союзный кошелек
Как пополнить союзный кошелек

К номеру:  53 (350)


23 Ноября 2010 года

27-28 октября в Минске (РГЦ «Силичи») прошло XXI заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, в центре внимания участников которого было повышение эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства с учетом реализации соглашения о регулировании вопросов совместной собственности. В рамках семинара заседала Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам. Союзные депутаты, представители Постоянного Комитета, Секретариата Парламентского Собрания, органов исполнительной и законодательной власти обеих стран, научной общественности, обсудив положение дел в этой сфере, пришли к выводу, что в целом бюджетный процесс стадию становления прошел успешно. Однако есть и недочеты. О том, что мешает его оптимизации, рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности Дмитрий САБЛИН.

– Сначала несколько слов о бюджете Союзного государства. С 1998 года он увеличился почти в  семь  раз  и в 2010 году дорос без малого до 5 млрд российских рублей. Это важнейший инструмент укрепления межведомственных и межотраслевых белорусско-российских связей, культурных и общественных контактов. Уровень его исполнения достаточно высок: поступления в доходную часть – почти 100 процентов, исполнение расходной части – около 90 процентов от запланированных объемов.
Напомню, что бюджет Союзного государства финансирует все наши совместные мероприятия – военно-техническое сотрудничество, правоохранительную деятельность, реализацию программ и подпрограмм в областях промышленности и информатики, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, образования и культуры, социальной и трудовой сфер. А это – и забота о ветеранах, одна из граней которой – создание условий для качественного медицинского обслуживания и отдыха наших заслуженных стариков. И молодежная политика – проведение математических, исторических,  спортивных олимпиад, слетов юных экологов, всевозможные фестивали и многое другое: с каждым годом жизнь ребят в Союзном государстве становится насыщеннее, интереснее и «музыкальнее». Значительные средства идут на устранение последствий чернобыльской катастрофы, развитие союзных средств массовой информации. То есть наша союзная жизнь зависит от размеров общего кошелька, наполняемого с помощью интеллекта и трудовых рук белорусов и россиян.
И тем обиднее уже в который раз говорить о том, что недочеты, выявленные в бюджетном процессе несколько лет назад, до сих пор не устранены. Еще на XXXVII сессии Парламентского Собрания, обсуждая бюджетный процесс, участники форума отмечали, что действующий Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства не лишен недостатков. Например, учитывает не все принятые решения, касающиеся деятельности Союзного государства, не определяет в полной мере механизмы использования средств бюджета и содержит положения, требующие корректировки. Причем на протяжении нескольких лет недостатки «кочуют» из заключения в заключение российского и белорусского контрольных органов, а предложения Постоянного Комитета по внесению в действующий Порядок соответствующих изменений и дополнений с 2008 года находятся на согласовании в Министерстве финансов Российской Федерации. Исправить положение не помогли и рекомендации участников аналогичного семинара 2008 года, направленные на устранение препон, мешающих оптимизации бюджетного процесса. Наши предложения  Совету Министров Союзного государства, направленные на решение возникших в ходе бюджетного процесса проблем, содержались в Постановлении Парламентского Собрания Союза Беларуси и России  «О мерах по совершенствованию организации бюджетного процесса в Союзном государстве» (от 16 декабря 2008 года №XXXV-11). Однако многие из конструктивных предложений до сих пор обсуждаются, а некоторые вообще остались без внимания.

Еще хуже обстоят дела с учетом союзной собственности, которая должна была служить одним из источников наполнения общего кошелька. Хочу обратить ваше внимание на то, что в Беларуси ее учет ведется с 2002 года – к 1 января этого года в реестр занесено уже более 110 тысяч единиц. В России к этой работе еще не приступали. Готовые проекты нормативно-правовых актов, согласованные со всеми заинтересованными министерствами России и Беларуси, кроме ведомства Алексея Кудрина, два года назад, как я уже сказал,  застряли в Минфине России.
Неопределенная принадлежность созданных на средства нашего бюджета объектов и объектов интеллектуальной собственности открывает лазейки не только для неправомерного использования и юридического оформления прав на союзную собственность третьими лицами, но и не позволяет использовать ее для пополнения доходной части бюджета Союзного государства. Ведь до вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов активы, созданные от реализации союзных программ, – научно-техническая продукция, опытные, экспериментальные и макетные образцы и другие – числятся за российскими и белорусскими головными исполнителями, механизмы их содержания и использования не определены. Как следствие, в бюджете Союзного государства не предусматриваются средства на содержание созданных и создаваемых в ходе его исполнения материальных объектов, а это значит, что никто не несет ответственность за их эксплуатацию и починку в случае физического износа. Очень неприятно было услышать в Силичах о том, что на границе Союзного государства наши защитники и их семьи живут в домах, требующих капитального ремонта, и не знают, кто должен их чинить – Беларусь или Россия. И подобных примеров в различных областях нашей союзной деятельности множество. Но главное – совместно созданные активы до сих пор не приносят доход в бюджет Союзного государства, а оседают неизвестно в чьих карманах.
Все прекрасно понимают, что отсутствие необходимых нормативно-правовых актов, полноценного учета объектов собственности Союзного государства не позволяет обеспечить их охрану и содержание должным образом, использовать как еще один источник пополнения союзного кошелька. Поэтому участники семинара в Силичах в этом году в очередной раз обратились к Совету Министров Союзного государства с просьбой оперативно заслушать этот вопрос. Необходимые документы, напоминаю, уже прошли согласование со всеми министерствами и ведомствами государств-участников, за исключением Минфина Российской Федерации. Подготовить к внесению в Парламентское Собрание новую редакцию Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства. Ввести в практику одновременное рассмотрение ежегодных отчетов об исполнении бюджета Союзного государства и аналитического отчета о результатах выполнения программ. Акцентировать внимание Высшего Государственного Совета Союзного государства на том, что незавершенность разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование союзных органов и правовой статус должностных лиц, и порождает недостатки бюджетного процесса, о которых нам не единожды сообщали контрольные органы.  
В заключение хочу озвучить предложение моих коллег, высказанное в ходе семинара, – ввести в практику работы Парламентского Собрания такую форму отчета руководителей Постоянного Комитета перед союзными депутатами, как «Правительственный час», что, кстати, предусмотрено Регламентом Парламентского Собрания. Союзные депутаты должны быть в курсе того, как выполняются мероприятия по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств союзного бюджета. На мой взгляд, депутатский контроль участников бюджетного процесса поможет наконец вытащить союзную собственность на белый свет и заставить работать на Союзное государство.