Союзное государство

Общие приоритеты

Союзные парламентарии предлагают разработать проект новой Концепции безопасности Союзного государства
Общие приоритеты
Общие приоритеты

К номеру:  13 (369)


31 Марта 2011 года

Сотрудничество стран – участников Союзного государства Беларуси и России в области безопасности, обороны и борьбы с преступностью развивается наиболее успешно. Это в очередной раз подтвердило состоявшееся в Минске совместное заседание Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью и профильных комитетов и комиссий палат Национального собрания Беларуси и Федерального Собрания России по совершенствованию законодательства в сфере безопасности Союзного государства.

Открывая заседание, председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Анатолий Ванькович выразил уверенность, что формирование унифицированной законодательной базы безопасности Союзного государства является непременным условием союзного строительства и, в конечном счете, во многом определяет успехи на других направлениях нашей интеграции. «Наша комиссия активно практикует новые формы своей работы, – сказал Анатолий Ванькович. – Например, в 2009-2010 годах мы провели мероприятия совместно с исполнительными органами ряда областей России и Беларуси. Эти совместные мероприятия – в Астрахани, Гомеле, Витебске, Выборге – были направлены на обеспечение безопасности приграничных регионов. В 2011 году выходим на новый уровень взаимодействия с профильными комитетами, комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации и Национального собрания Республики Беларусь. Основа такого сотрудничества очевидна – это потребность в совершенствовании и модификации законодательства Беларуси и России в сфере безопасности, обороны и борьбы с преступностью».
В свою очередь министр юстиции Беларуси Виктор Голованов напомнил о том, что последние мировые события весьма наглядно показывают, насколько хрупким может оказаться мир и порядок в отдельно взятой стране. К сожалению, международное право превращается в средство оправдания использования силы. Поэтому первостепенное значение приобретает обеспечение такого уровня развития своей военной организации, который бы делал невозможным вмешательство во внутренние дела наших стран.
В рамках Союзного государства сегодня последовательно реализуются мероприятия по разработке модельных законодательных актов и рекомендаций по сближению и гармонизации законодательства обоих государств, обеспечивается проведение согласованных инициатив по созданию и совершенствованию международных правовых стандартов противодействия современным угрозам и вызовам безопасности, совместное участие в многосторонних форумах. Пункт 13 Стратегии национальной безопасности России закрепил положение о том, что развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами – участниками СНГ является для России приоритетным направлением внешней политики. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (пункт 49) одним из основных направлений деятельности по защите от внешних угроз национальной безопасности также определяет укрепление и сохранение основ Союзного государства, реализацию потенциала стратегического партнерства с Российской Федерацией.
По мнению министра юстиции Беларуси, одним из перспективных направлений нашего сотрудничества должно стать дальнейшее совершенствование национальных правовых актов, регулирующих вопросы совместного военного и военно-технического строительства. При этом одним из приоритетных действий в рамках Союзного государства могло бы быть проведение согласованных инициатив по совершенствованию международно-правовых стандартов противодействия современным угрозам и вызовам.
Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, член Комитета Государственной Думы России по безопасности Алексей Розуван считает недопустимым, чтобы на территории Союзного государства существовало разное наказание за одни и те же преступления или одни и те же деяния в одной стране считались бы преступлением, а в другой – нет. Тем не менее на сегодня во многом это именно так. Поэтому депутат считает, что с единого Уголовного кодекса может начаться формирование других единых для Беларуси и России законов в сфере безопасности.
Почему модельные законы, принятые союзными парламентариями, порой не находят отражения в национальном законодательстве Беларуси и России, хотя, по идее, они должны быть имплементированы в законодательства наших стран? С таким вопросом к выступающему обратился член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и судебно-правовым вопросам Николай Самосейко. По мнению Алексея Розувана, проблема – в статусе и полномочиях союзного Парламента: необходимо делегировать ему право принимать законы, обязательные для исполнения и в Беларуси, и в России. А для этого нужно продолжить работу над Конституционным Актом Союзного государства.
Председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Анатолий Ванькович выступил с инициативой разработки и принятия новой редакции Концепции безопасности Союзного государства. Он напомнил, что действующая Концепция безопасности Союзного государства была утверждена 12 лет назад, в апреле 1999 года. По мнению Анатолия Ваньковича, она полностью выполнила свое предназначение, поэтому сегодня назрела необходимость изменить и дополнить этот важнейший документ с учетом новых вызовов и угроз. Разработка новой союзной концепции безопасности тем более актуальна сейчас, когда и в России, и в Беларуси приняты, можно сказать, принципиально новые концепции национальной безопасности, охватывающие все сферы нашей жизни. Многие их положения схожи между собой. На этом основании, по мнению Анатолия Ваньковича, на основе наших национальных концепций безопасности необходимо разработать проект новой Концепции национальной безопасности Союзного государства Беларуси и России.
По итогам совместного заседания Государственному секретариату Совета безопасности Республики Беларусь и Аппарату Совета безопасности Российской Федерации предложено в 2011 году провести сравнительно-правовой анализ положений действующих концепций национальной безопасности государств – участников Договора о создании Союзного государства и на этой основе разработать проект Концепции безопасности Союзного государства для последующего рассмотрения и утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства.

Андрей БОБОК