Союзное государство

Сергей СТРЕЛЬЧЕНКО:

На пути единения Беларуси и России
Сергей СТРЕЛЬЧЕНКО:
Сергей СТРЕЛЬЧЕНКО:

К номеру:  13 (369)


31 Марта 2011 года

2 апреля 2011 года исполняется 15 лет с момента подписания Республикой Беларусь и Российской Федерацией Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии. Именно тогда дезорганизационные процессы на постсоветском пространстве прошли свою «точку невозврата» и была заложена основа для разноскоростных и разных по своей сути интеграционных проектов. О роли союзных парламентариев в этом процессе рассказывает Ответственный секретарь Парламентского Собрания Сергей Стрельченко.
– Сегодня, спустя 15 лет с момента образования Сообщества России и Белоруссии, можно с уверенностью сказать, что основные направления интеграции на постсоветском пространстве определены. И произошло это во многом благодаря примеру российско-белорусской интеграции. Что бы ни говорили противники единения народов Беларуси и России, но именно Союзное государство является базовой моделью для интеграции на территории Содружества Независимых Государств. В подтверждение этого тезиса напомню, что в одном из своих Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Дмитрий Медведев особо выделил Союзное государство в качестве интеграционного ядра на постсоветском пространстве.
2 апреля 1996 года был создан  своеобразный интеграционный прецедент, у многих постсоветских государств изменился внешнеполитический вектор. Возможно, поэтому ряд деструктивных сил применяют самый разнообразный арсенал средств, пытаясь затормозить процесс строительства Союзного государства, девальвировать саму идею возможности реинтеграции на постсоветском пространстве. Однако если им это не удалось лет 10-15 назад, то теперь их тем более ждет разочарование. Ведь за эти годы уже сделано слишком много, чтобы отказываться от достижений и успехов союзного строительства.
Россияне и белорусы имеют равные права в области социального обеспечения, на получение медицинской помощи, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Граждане Республики Беларусь рассматриваются в качестве налоговых резидентов Российской Федерации и уплачивают налог по ставке 13% с даты вступления в силу трудового договора, заключаемого ими с работодателями. Белорусские и российские пенсионеры с учетом их трудовой деятельности смогут получать пенсии в любой из наших стран.
Растет торговый оборот между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Так, в 2010 году он вырос почти на 20% и составил более 27 млрд долларов. При этом белорусский экспорт в Россию увеличился более чем на 45%, а импорт из России в Беларусь – на 8%. Во внешнеторговом обороте России Беларусь заняла шестое место, 46,4%, почти половина, торгового оборота Беларуси пришлось на Россию. Более 70% инвестиций в белорусскую экономику поступило из России.
Особая роль в строительстве Союзного государства отводится созданию системы коллективной безопасности, противодействию проявлениям международного терроризма и экстремизма, обеспечению безопасности внешних границ, укреплению экономических и политических связей между государствами.
В рамках Союзного государства специалисты России и Беларуси работают над преодолением последствий чернобыльской катастрофы. Успешно решены задачи по созданию общей системы оказания специализированной медицинской помощи гражданам Беларуси и России, подвергшимся воздействию чернобыльской радиации.
Благодаря принятым совместным мерам по преодолению влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономики России и Беларуси экономикам наших стран удалось избежать существенных потерь.
Ни у одного из существующих интеграционных объединений на постсоветском пространстве нет бюджета с таким объемом и такой положительной динамикой роста. Бюджет Союзного государства позволяет выделять средства на реализацию союзных программ, финансирующих реальный сектор экономики, создающих дополнительные рабочие места в России и Беларуси. Примечательно, что в союзном бюджете увеличивается доля программ по наиболее наукоемким и высокотехнологичным направлениям.
Наиболее значимым событием в общественной и культурной жизни Союзного государства стал выход в прокат в ноябре прошлого года фильма «Брестская крепость», созданного за счет средств бюджета Союзного государства.
Союзное государство получило признание и на международной арене. Парламентское Собрание постоянно проводит активную работу по различным направлениям межпарламентской деятельности, целями которой являются: дальнейшее развитие связей с международными организациями, национальными парламентами государств ближнего и дальнего зарубежья,  развитие института наблюдателей за выборами в высшие органы власти этих государств.
Успешно формируется единое информационное пространство Союзного государства. У нас есть собственные средства массовой информации: газеты «Союзное вече», «Союз. Беларусь – Россия», журнал «Союзное государство», Телерадиовещательная организация Союзного государства, интернет-газета «Время Союза», Информационно-аналитический портал Союзного государства.
Продолжается работа по унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. Нормотворчество Союзного государства является главной прерогативой Парламентского Собрания, которому тоже исполняется 15 лет.
Главное, что сделано, – сформированы основы союзного парламентаризма, расставлены приоритеты и определены основные направления российско-белорусской интеграции. Это общий труд членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь,  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Налажено тесное взаимодействие, найдено полное взаимопонимание по многим ключевым вопросам. Новый импульс процесс союзного строительства получил с момента избрания Председателем Парламентского Собрания в марте 2004 года Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Бориса Вячеславовича Грызлова.
Как Ответственный секретарь Парламентского Собрания не могу не сказать и о тесном взаимодействии аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации, Национального собрания Республики Беларусь и Секретариата Парламентского Собрания. Особую признательность хотел бы выразить руководителю Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Алексею Алексеевичу Сигуткину и начальнику Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Галине Ивановне Юркевич – благодаря ее высокопрофессиональной работе депутаты Парламентского Собрания могут продуктивно работать в помещениях Государственной Думы и Палаты представителей.
15 лет, конечно, в исторической перспективе – относительно небольшой срок. Но давайте задумаемся, сколько было сделано для становления Союзного государства, а вместе с ним и союзного парламентаризма. А это два неразрывных процесса. Этим, кстати, и уникально наше интеграционное объединение, выгодно отличающееся от других. У Союзного государства есть и успешно функционирует полноценная система органов власти. Причем Парламентское Собрание всегда являлось локомотивом строительства Союзного государства. С каждым годом работа союзных парламентариев совершенствуется. Например, значительным шагом по усилению контрольных парламентских функций стало внесение дополнения в Регламент Парламентского Собрания в ходе тридцать седьмой сессии. Отныне предусмотрена возможность приглашения должностных лиц Союзного государства и государств-участников на сессии Парламентского Собрания для ответов на вопросы депутатов в рамках предмета ведения Союзного государства. Для активизации процесса строительства Союзного государства Парламентское Собрание использует все формы парламентской работы, проводит «круглые столы», научно-практические конференции, заседания постоянно действующего семинара. Создан Научно-консультативный совет Парламентского Собрания.
Тот опыт, который накоплен в наших странах в рамках строительства Союзного государства, безусловно, не имеет прецедентов на постсоветском пространстве. Да, Беларусь и Россия были первыми, кто осознал важность и необходимость интеграционных процессов, и первыми, кто настолько глубоко и всесторонне продвинулся на этом пути. Не знаю, как бы шло развитие Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, не будь положительного примера строительства Союзного государства. По мнению Президента Республики Беларусь, «то, что мы достигли в рамках Таможенного союза, – это гораздо ниже того, что мы имеем в рамках Союза Беларуси и России». Но тем не менее интеграционные процессы на постсоветском пространстве продолжаются. Уже с 1 января 2012 года начнет полноценно функционировать Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России. Уверен, пример строительства Союзного государства, опыт решения возникающих проблем, практическое воплощение идей единения народов, унификация законодательств и нормотворческая деятельность союзных парламентариев пригодятся при дальнейшем формировании и Единого экономического пространства.