Союзный спорт

Игра на форсаже

Игра на форсаже
Игра на форсаже
Редкий игровой вид спорта как в России, так и в Беларуси по количеству медалей, завоеванных на международных турнирах, может сравниться с мотоболом
Российский и белорусский мотобол в Европе – безусловные лидеры. Достаточно вспомнить, что сборная России с 1992 года 16 раз становилась чемпионом Европы, причем в 2006-2012 годах – семь раз подряд. Какой еще российский командный вид может похвастаться такими успехами?
    
И если кто-то думает, что остальные сборные на континенте  намного ниже уровнем, то сильно ошибается: борьба за титул чемпиона Европы на мотобольных полях каждый год идет нешуточная. Сборные Франции, Германии, Украины, Литвы – отнюдь не мальчики для битья, что показал, например, турнир 2013 года, в котором победила немецкая команда.
    
Титул чемпиона и вице-чемпиона Старого Света не раз завоевывала и сборная Беларуси: в 2004 году она была лучшей, семь раз становилась второй, причем в 2007-2010 годах завоевывала «серебро» четырежды подряд. К тому же бессменный капитан пинского «Автомобилиста» и сборной Беларуси Антон Власовец – лучший бомбардир чемпионатов Европы за всю их историю.
    
Признанием белорусского мотобола, безусловно, может служить и тот факт, что первый чемпионат Европы в 1986 году прошел в Пинске, где создан и функционирует один из лучших, по оценкам специалистов, мотобольных комплексов в Европе.
    
Хотя и проблем хватает. В советские времена в чемпионате Беларуси играли двенадцать клубов, а сегодня осталось четыре. Впрочем, такая же картина и у соседей. Если в бывшем СССР – от Бреста до Владивостока – в мотобол играли сотни команд, а в чемпионате Советского Союза в разных лигах были представлены все республики, то сегодня в большинстве из них мотобол просто умер. Кроме России и Беларуси он сохранился только на Украине и в Литве. Причем говорить о его процветании не приходится. Скорее о выживании. И не потому, что этот вид спорта не пользуется популярностью у зрителя: в Видном, Коврове, Лунинце или Пинске на играх всегда аншлаги. Проблемы в другом. Мотоциклы для мотобола – импортные и стоят недешево, как хорошее авто среднего класса. Плюс постоянное и также недешевое обслуживание, а по окончании сезона – обновление, так как техника изнашивается быстро. Именно ремонт и покупка мотоциклов – основная (и внушительная) статья расходов для любого клуба.
    
В Беларуси игровые виды спорта поддерживаются государством. Но в 2013 году мотобол в их перечень почему-то не попал. Возможно, если смотреть на него как на профессиональный спорт, то такой подход логичен. Но кроме спортивной он выполняет и очень важную социальную роль: почти все команды и клубы занимаются с детьми и содержат молодежные команды. При этом в технические секции – мотокросса, картинга, мотобола – приходят, как правило, наиболее активные подростки, так как технические виды спорта позволяют им реализоваться в полной мере, дисциплинируют. Через месяц-другой, говорят ветераны, ершистый новичок меняется буквально на глазах, ведь спорт учит быть организованным, управлять своими эмоциями. Мотоспорт, и мотобол в частности, – также отличный способ отвлечь подростков от улицы, спасти жизнь тем юношам, которые бездумно гоняют на мотоциклах по ночам и нередко гибнут на дорогах. А в проекции на будущее – и хорошая жизненная перспектива: многие парни, которые занимались мотоциклетным спортом, обладая широкими техническими познаниями, успешно окончили вузы по автоспециальностям и нашли себя во взрослой жизни. Таких примеров не перечесть.
    
Сегодня центр белорусского мотобола – это Полесье, города Пинск и Лунинец. За сорок последних лет лишь считаные разы чемпионом Беларуси становилась команда из какого-то другого города. Как правило, в каждом чемпионате главная интрига остается неизменной: кто на этот раз будет первым в многолетнем противостоянии Лунинца и Пинска?
    
С историей этого вида спорта на Лунинетчине меня познакомил директор спортивного мотобольного клуба «Лунинец» Александр Бабич. Начинался мотобол в городе в далеком 1967 году, когда группа местных энтузиастов – Адам и Иван Пилевичи, Николай Суворов и Михаил Конопацкий – создала в этом относительно небольшом городе команду «Ракета». Начиная с 1970 года «Ракета» пять раз подряд становилась чемпионом БССР, а также обладателем Кубка Белоруссии 1971 года. Несколько раз поменяв название и  ведомственную принадлежность, команда уже под именем «Лунинец» существует и сегодня. Дело учителей-основателей здешнего мотобола, который является одной из ярких визитных карточек города, продолжает Александр Бабич, в недавнем прошлом игрок и главный тренер сборной Беларуси, один из тех, кто поднял белорусский мотобол на победный международный уровень. В самом Лунинце Александр Николаевич, который более тридцати лет выводил местную команду на поле, будучи и игроком, и тренером, а сегодня еще является и директором мотобольного клуба «Лунинец», и вовсе человек-легенда.
    
– Клуб «Лунинец» постоянно среди лидеров чемпионата Беларуси, – сказал он в беседе с корреспондентом «СВ». – В 2010-2012 годах были победителями, в прошлом году заняли второе место. Также три года подряд мы выигрывали Кубок Беларуси, в 2013 году уступили лишь в финале. Основные проблемы, конечно, финансовые, связанные с нехваткой средств на обновление технической базы. Кроме того, есть клубы, которые могут предложить игрокам более выгодные условия, и некоторые спортсмены уходят. Тем не менее мы держим планку. Костяк команды – игроки сборной Беларуси, старожилы клуба Александр Калютич и Вячеслав Лемешевский, а также более молодые лидеры – Александр Лужанин и Сергей Казун.
    
И в этом сезоне сдаваться на милость победителя лунинецкие мотоболисты не собираются. Упорно готовятся к любой игре, ведь каждый матч – это праздник для всего города. В столице мотобола по-другому и быть не может.
 
Из досье «СВ»
Мотобол зародился в конце 20-х годов прошлого века во Франции. Играют команды на поле размером с футбольный газон, однако с небольшими различиями в разметке – отсутствует центральный круг, а площадь ворот не прямоугольная, а полукруглая. Покрытие поля обычно – гаревое или асфальтовое. Асфальт немного присыпают песком для улучшения маневренности мотоциклов. Мяч значительно больше футбольного. Его диаметр – 40 см. В каждой команде пять человек – вратарь и четверо полевых на мотоциклах.