Союзный спорт

Дороги Великой Победы

Дороги Великой Победы
Дороги Великой Победы
18 апреля в Москве на Поклонной горе стартовал международный автопробег «Дорогами славы» в честь 70-летия Победы
Экипажам из России и Беларуси предстоит пройти 3800 километров по территории четырех государств – России, Беларуси, Польши и Германии. Завершится юбилейный автомарафон 2 мая в немецком городе Торгау, где в апреле 1945 года советские войска встретились с частями союзников. В торжественном старте пробега принял участие Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Перед началом церемонии он ответил на вопросы корреспондента «СВ»: 

– Григорий Алексеевич, на ваш взгляд, главное значение этого автопробега?

– Во-первых, ознакомление с историей. Когда мы говорим о патриотизме, это прежде всего знание собственной истории, причем во всех ее проявлениях – и в скорбные минуты, и в победные. Автопробег как раз дает такую возможность. Это не только дорога славы, но и дорога скорби. Участники автопробега побывают в местах самых ожесточенных боев. Проедут по той территории Российской Федерации и Республики Беларусь, где в первые годы войны солдаты буквально своими телами защищали Отечество. И когда мы вспоминаем подвиг Александра Матросова, то я думаю, что таких Александров Матросовых в истории войны миллионы. Это те люди, которые погибли и под Ржевом, и в Смоленской области, и в Беларуси. В первые годы войны, не будучи готовы в полной мере к отражению такого коварного врага, они буквально своими телами защищали столицу. Поэтому ознакомление вот с этой частью истории крайне важно. И очень важно осмыслить, что война – это не только победы. Участники автопробега пройдут по территории Республики Беларусь, где история Великой Отечественной войны оставила след блестящей победой в 1944 году. Это операция «Багратион», когда за два месяца была разгромлена немецкая группировка «Центр» и освобождена территория Беларуси. Но в то же время участники автопробега узнают лишний раз, что Беларусь в годы войны потеряла каждого третьего жителя. Они побывают в тех местах, где располагались концентрационные лагеря, еврейские гетто, где уничтожалось мирное население. И самое главное, вот сейчас уже, помимо того чтобы воздать память павшим и порадоваться за силу советского в то время оружия, необходимо установить контакты, новые знакомства, сделать все, чтобы между нашими народами, по территории которых пройдет автопробег, существовало больше понимания и доверия. В конечном счете, наверное, к этому мы должны стремиться. 

– Ровно пять лет назад, к 65-летию Победы, здесь же на Поклонной горе также стартовал автопробег, в котором вместе с экипажами из России и Беларуси участвовали экипажи с Украины. Вместе, единым пелетоном они проехали тогда по всем городам-героям на территории трех наших стран. Как вы думаете, возможен ли в будущем аналогичный пробег? 

– Понимаете, дело не в пробеге. В конце концов, может быть иная форма восстановления доверия и восстановления отношений, главное – чтобы это произошло. Будет ли это в форме автопробегов или какого-то иного общения – это уже дело десятое. 

– Но в головах что-то может повернуться обратно? 

– А это от нас во многом зависит. 

– Нынешний автопробег финиширует в Торгау на берегах Эльбы, где весной 1945 года произошла историческая встреча советских и американских войск. Тогда мы были союзниками. Боролись с общим врагом. Неужели нужна опять какая-то вселенская напасть, чтобы пришло осознание необходимости сотрудничества и сегодня? 

– Во-первых, такие вселенские напасти существуют. Терроризм. Ксенофобия. Отсутствие доверия между политическими элитами и целыми народами – это вселенская напасть, которая чревата последствиями. Опасности надо видеть, надо выявлять и объединять усилия в борьбе с ними. И это не обязательно должна быть вторая встреча на Эльбе с такими огромными жертвами за спиной. Чему-то мы должны, наверное, научиться у истории… 

– Если позволите, личный вопрос. Вашу семью война затронула? 

– Конечно, затронула, а как же. У меня родители были на фронте, практически с первых и до последних дней войны. Бомбардировочная авиация – папа был штурманом, мама в наземной части. Нет, они познакомились в Москве, здесь поженились, а уже на фронт уехали вместе. Дядья были на фронте, все родственники призывного возраста, даже дедушка успел побывать на фронте, хотя ему было уже под пятьдесят, но тогда это был еще призывной возраст, он был тяжело ранен, эвакуирован в тыл. И, естественно, для меня День Победы – праздник святой… 

Старт автопробега предваряла торжественная церемония. Вот к микрофону, чтобы напутствовать экипажи, подходит седой, невысокого роста дедушка в черном плаще. Когда он поднимает руку к микрофону, плащ распахивается, открывая целый иконостас орденов и медалей. Михаил Вологдин, ветеран-фронтовик, воевавший в танковом десанте, участник той самой легендарной встречи на Эльбе с войсками союзников. «Уважаемые участники автопробега, – обратился он к стоявшим у своих машин экипажам, 

– Вы поедете по пути, который мы семь десятилетий назад прошли с боями на танках. И я хочу, чтобы вы показали, что Россия была, есть и будет…» Командующий воздушно-десантными войсками России, генерал-полковник Владимир Шаманов, взяв слово, был по-военному четок и лаконичен: «Если наши предки, как поется в песне, по-пластунски пропахали и дошли до стен Берлина, встретились в Торгау с союзниками, то вам предстоит по этим дорогам проехать. Просьба, чтобы вы поклонились всем этим могилам, потому что там находятся наши предки, ценой своей жизни добывшие Победу, которая позволила нашему поколению родиться». 

В одном из белорусских экипажей в пробеге участвует минчанин Григорий Ботян. Он – дальний родственник Алексея Ботяна, легендарного советского разведчика, Героя России, прототипа «майора Вихря». В мае 1944 года разведывательно-диверсионная группа под командованием Алексея Ботяна была заброшена в Польшу и спасла от уничтожения город Краков. «Автопробегом мы прежде всего хотим почтить память погибших. Мы помним – вот самое главное. Если не делать этого, то в чем тогда смысл жизни», – сказал Григорий Ботян корреспонденту «СВ». 

На торжественной церемонии присутствовала делегация армии ФРГ. Скорее всего, сотрудники военного атташата. Шесть офицеров, по двое от каждого из родов войск – армии, авиации, флота. Вместе со всеми они возложили цветы к Вечному огню на площади перед Музеем Великой Отечественной войны. Когда зазвучала мелодия гимна России, немецкие офицеры вытянулись в струнку и вскинули ладони к фуражкам, отдавая честь. Стояли, не шелохнувшись, до самой последней ноты гимна. Смотрел на них, а про себя по-журналистски облизывался. Очень уж хотелось подойти к ним и задать вопрос, что называется, в лоб. Но подумал: о чем? На все вопросы еще в мае 1945-го ответил советский солдат. Ответил – раз и навсегда. От Вечного огня участники велопробега зажгли Огонь Памяти, который доставят в Торгау. Завершилась церемония молебном, а над площадью взвились воздушные шары цветов российского триколора. И под звуки автомобильных клаксонов колонна автопробега двинулась в путь по дорогам Великой Победы…