Союзный спорт

Подушка коллективной безопасности

Подушка коллективной безопасности
Подушка коллективной безопасности

К номеру:   ()


01 Ноября 2008 года

От серьезных потрясений во время всеобщего кризиса российский футбол спасет его рыночная недоразвитость

Одна из самых актуальных на сегодняшний день тем – влияние мирового финансового кризиса на российский футбол. Вечно брюзжащие пессимисты, например, предрекают, что уже будущей весной абсолютное большинство наших команд, захлебнувшись волной катаклизма, окажутся ввергнутыми в тотальную нищету. Многие клубы тут же умрут. Бюджеты тех, кто выживет, ужмутся до прожиточного минимума. А игроки толпой побегут из России за границу в поисках более хлебной доли. Повторится ситуация смутного хаоса, которую уже переживал наш футбол после развала Советского Союза. Таков прогноз пессимистов.
Оптимисты же, как и положено, напротив, призывают не поддаваться панике, для которой, считают они, серьезных поводов пока нет и вряд ли они появятся в будущем. Российский футбол, уверяют они, минует кризисную полосу, естественно, с определенными издержками, но состояние комы ему точно не грозит. А кое в чем, как ни странно, этот кризис нам даже окажется выгоден.
Парадоксально, но факт: залогом безопасности для нашего футбола станет то, за что в прежние годы, да и сейчас его отчаянно критикуют. А именно – его рыночная недоразвитость.
Не секрет, что наши ведущие клубы, особенно топовые, живут не совсем по законам рынка. Иначе вряд ли бы они платили 20-30 миллионов долларов за игрока, который стоит 10, от силы 12 «лимонов». А все потому, что львиную долю клубных бюджетов составляют вложения спонсоров. То есть, проще говоря, большую часть своих средств клубы не зарабатывают, а тем или иным образом получают от своего богатого кормильца, который одновременно может являться и владельцем команды, но сути дела это не меняет.
В то же время собственные заработки большинства команд, включая продажу атрибутики, телевизионных прав, билетов и абонементов, в общем-то невелики. В среднем они составляют порядка 20 процентов от всего объема доходов. Московский «Спартак», к примеру, на торговых операциях, то есть на реализации различной атрибутики с клубной символикой, получил в 2007 году ровно миллион долларов. Продажа абонементов на матчи принесла в казну красно-белого клуба еще 6 миллионов. Телевизионные права – 2,5 миллиона. Но это все равно относительно мало. И похожая ситуация наблюдается в большинстве других команд. Поэтому вся их надежда по-прежнему на богатого спонсора: на «Лукойл» – в «Спартаке», на «Газпром» – в «Зените», на РЖД – в «Локомотиве» и так далее по турнирной таблице. «Большинство ведущих клубов в России финансируются достаточно крупными, в том числе государственными, компаниями, которые крепко стоят на ногах, и кризис их пока, видимо, не сильно беспокоит, – сказал корреспонденту «СВ» аналитик одного из московских банков – Дмитрий Сошников. – Даже если в будущем эти компании столкнутся вдруг с определенными проблемами, что не исключено, все равно это вряд ли чувствительным образом отразится на благополучии опекаемых ими команд. Если вообще отразится. Тот объем средств, который компании выделяют на футбол, совершенно не является для них критичным, поэтому не думаю, что они решат его существенно сократить даже в условиях кризиса».
Кстати, Сошников в недавнем прошлом сам работал в финансовой службе одной из команд премьер-лиги и механизм футбольной бухгалтерии знает как свои пять пальцев.
Еще одно доказательство, что российские клубы смотрят в свое будущее с оптимизмом, пришло на днях из Санкт-Петербурга: голландский тренер Дик Адвокат еще на год продлил свой контракт с «Зенитом». Сей факт означает только одно: спонсоры обладателей Кубка и Суперкубка УЕФА готовы будут удовлетворить все запросы голландского тренера не только по части его личного соглашения, но и по трансфертной политике. Ранее Адвокат не раз уже высказывался в том духе, что хотел бы видеть среди своих подопечных еще больше игроков высокого международного класса. Похоже, теперь мечта Адвоката имеет все шансы осуществиться. Причем покупка новых зарубежных звезд обойдется «Зениту», точнее его безотказным и щедрым кормильцам, значительно дешевле, чем в предыдущие годы.
По мнению аналитиков, экономическое положение серьезных европейских клубов, сегодня явно пошатнувшееся, в будущем только усугубится под влиянием кризиса. И тогда, для того чтобы выжить, европейские клубы будут вынуждены пойти на целый ряд вынужденных мер. Им придется ужимать расходы, сокращать бюджет, а значит, расставаться с ведущими игроками, чье содержание в условиях кризиса им станет не по карману. Суммы трансфертных сделок существенно упадут, они уже, кстати, падают. И в ближайшее время, пророчат эксперты, на европейской ярмарке умелых, быстрых ног ожидается небывало масштабный выброс высококачественного «товара», причем по вполне умеренным ценам. И вот тут уж российские клубы смогут поживиться от души.
Еще одна тема касается возведения в России новых футбольных стадионов. Скептики убеждены, что финансовый кризис если не отменит совсем, то основательно, на долгие годы затормозит реализацию клубами собственных амбициозных планов. «Нисколько не сомневаюсь, что серьезные проблемы возникнут у всех команд, которые задумали крупные проекты. Например, у московского «Спартака». Причем эти трудности будут закономерными, продиктованными логикой кризиса», – считает президент Высшей школы футбольного менеджмента Юрий Белоус.
Однако у президента «Спартака» Леонида Федуна на ситуацию с будущим стадионом совершенно противоположная точка зрения. На днях он отметил, что кризис не только не помешает, а, наоборот, положительно скажется на дальнейшей судьбе проекта: «Сейчас все только дешевеет. Например, металл уже упал на 50 процентов. Цемент – на 20 и т.д. В итоге, по нашим оценкам, общая стоимость проекта снизится как минимум вдвое, и, конечно, он будет реализован».
Оптимистично смотрят на строительство нового стадиона и в Санкт-Петербурге. Так, представляя недавно бюджет Северной столицы на 2009-2011 годы в Законодательном собрании города, губернатор Валентина Матвиенко заявила, что работы не могут быть остановлены. А ведь по последним расчетам, сметная стоимость действительно грандиозного проекта составляет 23 млрд 730 млн рублей. Тем не менее губернатор заявила, что «деньги город найдет». Вот вам и кризис. Не зря ведь говорится, что футбол в России гораздо больше, чем популярная игра с мячом. Футбол – это престиж. Это имидж как всей страны в целом, так и каждого региона в отдельности. Поэтому никакой кризис ему, по большому счету, не страшен.

Борис ОРЕХОВ