Союзный спорт

Танцующие в облаках

Танцующие в облаках
Танцующие в облаках

К номеру:   ()


01 Июня 2009 года

К Открытому чемпионату России по вертолетному пилотажу белорусские и российские асы готовятся в небе над Витебском

На клубный турнир по вертолетному спорту, проходивший на базе Витебского аэроклуба ДОСААФ имени А. Горовца, российская команда во главе со старшим тренером, неоднократным призером чемпионатов мира Сергеем Друем прилетела на аппаратах «Робинсон R-44». Правда, погода в день проведения турнира разгулялась не на шутку. Дождь лил как из ведра. Но, несмотря на ненастье, видимость оставалась в пределах допустимой нормы. И соревнования стартовали. Интерес российской команды к местному турниру отнюдь не случаен. Ведь ее старший тренер Сергей Друй свои первые в жизни полеты сделал именно здесь, на аэродроме ДОСААФ Куковячино под Витебском. То время – 70-е и 80-е годы прошлого века – были золотой эпохой для советского вертолетного спорта. Сергею практически сразу же удалось заявить о себе как о классном пилоте. Впоследствии он несколько лет успешно летал на крупнейших международных турнирах за сборную СССР, а после развала Союза витебского аса пригласили в команду «Аэросоюз».
– В 2001 году мы вместе с белорусскими ребятами выиграли чемпионат России, я летал в качестве оператора с командиром Олегом Манько, – вспоминает Сергей Друй. – Наш экипаж выступал на чемпионатах мира в Австрии и Франции. Становились там призерами. Теперь тренирую российских пилотов, и три моих воспитанника уже входят в национальную сборную.
– А как вы оцениваете развитие вертолетного спорта в России и Беларуси?
– Я ведь совсем не случайно приглашаю своих друзей-вертолетчиков именно в Витебск. Во-первых, хочу показать россиянам, что Беларусь – это тоже вертолетная страна. И потом им всем очень нравится город. Наша компания в Подмосковье занимается обучением пилотов геликоптеров, а также продажей винтокрылой техники и ее последующим обслуживанием. Думаю, что в России у этого вида спорта огромные перспективы. Но при этом проблемой номер один остается обеспечение экипажей исправной техникой. В Беларуси этот спорт пока не так развит, так как он требует огромных финансовых вложений. Но именно здесь остались ребята старой закалки. Раньше на аэродроме ДОСААФ две стоянки были плотно заставлены вертолетами, теперь же, увы… Без частного капитала не обойтись, потому что развитие столь дорогого вида спорта государство в одиночку при всем желании не потянет.
– Ваши планы на ближайшее будущее?
– Успешно выступить командой на чемпионате России, а затем и на первенстве мира, которое состоится в Германии. Но сначала мы постараемся показать высокий воздушный класс здесь, в Витебске.
Всего в клубном турнире, посвященном 65-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, участвовали 10 экипажей. Впервые в соревнованиях выступал витебский семейный экипаж – мастер спорта международного класса Анатолий Дятлов с сыном Сергеем. По регламенту турнира, каждый экипаж должен был сделать три упражнения – слалом, развозку грузов и навигацию. Слалом под дождем выполнить было очень непросто. Суть его в том, что груз на фале длиной 11 метров необходимо провести через 12 ворот, установленных на земле, после чего постараться точно опустить его в центр стола площадью 1 кв. метр.
В борьбу с мужчинами на равных вступила и женская команда Витебского аэроклуба в составе мастеров спорта международного класса Ирины Горелышевой и Тамары Стельмах, которая охотно ответила на вопросы корреспондента «СВ».
– Для меня все началось 20 лет назад, когда в Куковячине набирали молодежь на курсы парашютистов, – вспоминает Тамара. – Мой брат служил тогда в десантных войсках, и я, наслушавшись его рассказов, тоже мечтала о парашютных прыжках. Но, оказавшись на аэродроме и впервые так близко увидев стоявшие там вертолеты, влюбилась в них на всю жизнь. С тех пор налетала уже 780 часов. Когда поднимаешься в небо и видишь землю с высоты, все начинаешь воспринимать действительно по-иному. Ради таких моментов стоит жизнь!
– Как часто вы обычно тренируетесь?
– Только во время подготовки к каким-нибудь соревнованиям. Сейчас вот планирую поехать на Открытый чемпионат России. А так я работаю в городском центре детского творчества, а попутно веду занятия в клубе «Авиатор».
Одновременно с Тамарой свою вертолетную карьеру в витебском аэроклубе начинала и Ирина Горелышева. В свое время она окончила Калужское летное училище. И однажды на соревнованиях в Москве познакомилась с немецким пилотом Гюнтером Циммером. Позже они поженились. В настоящее время Ирина живет в Германии, но верность своей небесной альма-матер она хранит до сих пор.
– Вот уже восемь лет я живу в Германии, но при этом стараюсь не пропускать ни одного соревнования в Витебске. Обязательно приезжаю сюда, – призналась авиатриса корреспонденту «СВ». – Ведь наш витебский аэроклуб – это одна большая семья людей, беззаветно, по-юношески влюбленных в небо. Поэтому без вертолетов мы просто не мыслим свою жизнь…

Светлана ДЕДИНКИНА