Союзный спорт

Главное – чтобы костюмчик сидел

Главное – чтобы костюмчик сидел
Главное – чтобы костюмчик сидел

К номеру:   ()


01 Августа 2009 года

Спортивная экипировка помогает добиваться высоких результатов

Давно известно, что одежда может стать важным фактором успеха в погоне спортсмена за победой на соревнованиях. Ведь именно удачно разработанный костюм позволяет сэкономить сотые доли секунды, а это подчас разница между «золотом» и «серебром», в том числе на Олимпийских играх. К тому же в разных видах спорта предъявляются различные требования к экипировке. Скажем, в фехтовании она прежде всего должна быть безопасной, а в художественной гимнастике ценится эстетическое впечатление. Вообще начало технической революции спортивного костюма связывают с появлением новых тканей. Неслучайно создание в конце 60-х годов минувшего века лайкры чудесным образом изменило облик атлетов. Именно тогда бесформенный трикотаж уступил место эластичным материалам, из которых стали изготавливать купальники для плавания и гимнастики, форму для легкоатлетов, борцов и представителей игровых дисциплин.
Разумеется, никто не ставит под сомнение важность эстетики костюма, однако в тех видах спорта, где на результат влияют сэкономленные секунды, например в беге, или преодоленные сантиметры, как в прыжках в высоту или длину, костюм и обувь – это еще и своего рода технологический «инструмент». «На первых порах творческая мысль дизайнеров в основном «цеплялась» за спортивную обувь, – рассказывает спортивный историк Илья Александров. – Допустим, совершенствовать кроссовки в легкой атлетике начали еще в конце 50-х годов. А в 1960-м легендарная спринтерша Вильма Рудольф, по прозвищу Черная Газель, завоевала сразу три золотые медали на Олимпийских играх в Риме. Она победила в финальных забегах на 100 и 200 метров, а также в эстафете 4х100. И всякий раз Вильма выходила на дорожку в обуви со специальными шипами, ввинченными в подошву кроссовок, что обеспечивало превосходное сцепление с покрытием дорожки. Так на свет появились шиповки, которые стремительно завоевывали популярность среди спортсменов. Всего через восемь лет, на Олимпиаде в Мехико, в них выступали абсолютно все атлеты. В том числе и легендарный прыгун в высоту Дик Фосбери, который покорил планку, установленную на отметке 2 метра 24 сантиметра. Это был новый мировой рекорд. Причем сделал он это новым, необычным способом – прыгая спиной вперед. Такая техника прыжка позднее получила название «фосбери-флоп». Она появилась на свет именно благодаря шиповкам…»


Однако на этом процесс совершенствования беговой обуви не закончился. В 1976 году на Летних играх в Монреале кубинский атлет Альберто Хуанторена, по прозвищу Конь, завоевал олимпийское «золото» в забегах на 400 и 800 метров. Он выступал в обуви с революционной системой «регулируемых шипов». Секрет той новинки заключался в том, что в конструкции шиповок сочетались пластмассовые и металлические элементы: раньше шипы у всех были металлические. Спустя восемь лет для прыгуньи в высоту Ульрике Нассе-Мейфарт смоделировали шиповки, оказавшиеся настолько удачными, что спортсменка завоевала золотую медаль на Играх в Лос-Анджелесе. Хитрость заключалась в том, что «когти» были разной длины и немного гуляли в подошве шиповок. Но прыгать так высоко в шиповках подобной конструкции получалось только у Ульрике Нассе-Мейфарт. Другие спортсменки также пробовали в них соревноваться, но успеха не добились. Поэтому широкого распространения то «ноу-хау» так и не получило.
Со временем в поле зрения конструкторов и дизайнеров спортивной одежды попали и другие элементы экипировки. Например, появление в 80-х годах прошлого века прочных тканей «тактел», «кевлар» и «кордур» привели к полному изменению костюма фехтовальщиков. Он перестал быть тяжелым и неудобным. Качество тканей позволило сделать «доспехи» более прочными, повысив безопасность фехтовальщиков, и легкими.
Шли годы, и производители спортивной одежды все больше втягивались в своего рода гонку технологий. Современные материалы отражают ультрафиолетовые лучи, охлаждают тело, не давая ему вспотеть, перегреться или замерзнуть. Новейшие ткани помогают сокращению мышц и экономят энергию. Хотя, разумеется, значение костюма в разных видах спорта не одинаково. Настоящим полигоном для испытаний современных разработок дизайнеров и технологов стали плавание, велоспорт и легкая атлетика. Именно здесь фирмы-производители предлагают каждый год новые «чудесные» новинки. Причем цена именных костюмов для спортивных звезд держится в строжайшем секрете. «Как правило, дизайнеры предлагают новые решения один раз в сезон, – рассказывает спортивный модельер Галина Беляева. – Потом целая серия шьется по размерам конкретной звезды, скажем Татьяны Лебедевой или Юрия Борзаковского. Однако в серийное производство костюмы не поступают, ведь в повседневной жизни они не нужны. Одежда олимпийских чемпионов становится после выступлений своего рода музейным экспонатом: на следующий сезон она уже не используется».


Настоящее буйство дизайнерской фантазии можно было наблюдать на прошлогодней Олимпиаде в Пекине. Она стала рекордной не только по количеству высших достижений, но и по числу новинок, которые были использованы в спортивной экипировке. Например, одна из ведущих компаний нашла абсолютно новые решения для ведущих российских легкоатлеток. Прыгуньям Татьяне Лебедевой и Елене Слесаренко предложили выступать в длинных перчатках от середины плеча до кончиков пальцев. По мнению спортивных технологов, использование этих аксессуаров позволяет снижать сопротивление воздуха при разбеге на 19 процентов. А для ходоков и марафонцев были разработаны специальные кроссовки. В их подошву как бы «вмонтирована» рисовая шелуха, улучшающая сцепление с поверхностью, что позволяет спортсменам экономить драгоценную энергию, а заодно предохраняет их от травм.
Вообще одно только сухое перечисление всех новинок экипировки, появившихся за последнее время, заняло бы несколько страниц убористого текста. Но, как мудро замечают сами атлеты и тренеры, главным в спорте в любом случае остается не внешняя оболочка, а ее содержание. Не форма, а человек, который надевает ее на себя. Космические ноу-хау лишь помогают тому или иному выдающемуся спортсмену реализовывать на арене свой колоссальный внутренний потенциал. Конечно, важно, чтобы костюмчик сидел, но при этом не стоит забывать, что за рекордными метрами, очками, секундами по-прежнему стоит и будет стоять всегда многолетний тяжелейший труд самого спортсмена.

Андрей АРЕФЬЕВ